Выравнивание ( выправка) опор и столбов ЛЭП

Рекомендации по выправке железобетонных одностоечных свободностоящих опор ВЛ напряжением  35 кв и выше

Настоящие Рекомендации предназначены для выполнения работ по устранению наклона (выправке) железобетонных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением 35 кВ и выше, имеющих отклонение от вертикали в плоскости, перпендикулярной линии, образовавшееся вследствие смещения опоры в грунте .Выправка опор может производиться как с отключением, так и без отключения ВЛ.

 Выправке подлежат опоры при отклонении стойки от вертикали более чем на:

  • 25 см - для опор с вибрированными стойками длиной 16 м;
  • 35 см - для опор с центрифугированными стойками длиной 22 м;
  • 40 см - для опор с центрифугированными стойками длиной 26 м.

При отклонении стойки от вертикального положения, превышающем указанное в графе 5 табл. 1 значение, выправка опоры производится немедленно.

Не подлежат выправке опоры с центрифугированными или вибрированными стойками, имеющими на высоте менее 5 м от уровня земли:

  • поперечные трещины с шириной раскрытия более 0,4 мм;
  • сколы бетона глубиной более 25 мм, длиной 1 м и более с обнажением арматуры для стоек из вибробетона и площадью более 25 см2 для стоек из центрифугированного бетона.  

Выправке не подлежат также стойки опор, имеющие искривление (изгиб).

 В скальных и мерзлых грунтах выправка опор запрещается.

Выправка опор производится поперек оси линии созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры. 

Рис. 1. Схема выправки железобетонной опоры:

а - отклонение опоры от вертикали; h - высота опоры; 1 - стойка; 2 - откапываемый котлован; 3 - тяговый трос; 4 - динамометр; 5 - блок; 6 - лебедка

Тяжение производится с помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия в тяговом тросе. Контроль за тяжением осуществляется с помощью динамометра, включенного в тяговый трос.

В качестве тягового механизма может использоваться автомашина с лебедкой или ручная лебедка МТМ-1,6.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЯ СТОЙКИ ОПОРЫ ОТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Отклонение стойки опоры от вертикального положения определяется с помощью теодолита или отвеса.

С помощью отвеса отклонение стойки опоры определяется следующим образом:

На наклоненной стойке опоры по оси ВЛ на высоте около 2,0 м наносится первая точка, на расстоянии 1,5 м ниже первой - вторая (рис. 2).

К верхней точке прикладывается отвес, с помощью линейки измеряется расстояние между нитью отвеса и нижней точкой.

По результатам измерений и табл. 1 определяется отклонение стойки опоры и необходимость ее выправки.

При определении отклонения стойки опоры с помощью отвеса необходимо исключить влияние ветра на отвес.

Рис. 2. Измерение наклона опоры:

а - расстояние между нитью отвеса и нижней точкой; 1 - верхняя точка; 2 - нижняя точка; 3-отвес

Значения отклонений стойки опоры, подлежащей выправке

Опора

Отклонение (см) нити отвеса и стойки опоры, при котором выправка производится

в плановом порядке

немедленно

Отклонение нити отвеса на длине 1,5 м

Отклонение стойки от вертикали

Отклонение нити отвеса на длине 1,5 м

Отклонение стойки от вертикали

1

2

3

4

5

С вибрированными стойками длиной 16 м

2,6

>25

>7,5

>70

С центрифугированными стойками длиной 22 м

>35

>95.

С центрифугированными стойками длиной 26 м

>40

>120

 

Примечание. Значения отклонений стойки опоры от вертикали приняты в соответствии с «Объемом и нормами испытаний электрооборудования: РД 34.45-51-300-97» (М.: НЦ ЭНАС, 1998) и «Методическими указаниями по оценке технического состояния воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ и их элементов» (М.: СПО ОРГРЭС, 1996).

3. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО ВЫПРАВКЕ ОПОР

3.1. До начала работ по выправке опор производится оценка возможности их выполнения (см. п.1.5 настоящих Рекомендаций), определяется наличие и расположение ригеля, в зависимости от состояния грунта уточняется необходимая глубина откопки котлована и определяются необходимые способы усиления заделки опор в грунте (установкой ригелей, созданием банкеток и т.д.).

3.2. Заглубление опоры в грунте определяется по данным измерения высоты наземной части опоры или расстояния от контрольной риски (наносится на стойке опоры при изготовлении на расстоянии 4,5 м от комля) до уровня грунта.

3.3. Со стороны, противоположной наклону опоры, удаляется грунт вручную или с помощью механизма (экскаватора, буровой машины), не нарушающего значительно целостности грунта.

3.4. При работе вручную откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2 - 1,5 м. Ширина котлована в верхней части должна составлять около 30 см. Ригели, если они имеются, откапываются полностью и отсоединяются от стойки.

3.5. При откапывании грунта экскаватором котлован должен быть ориентирован вдоль линии на расстоянии не менее 0,5 м от стойки опоры, чтобы избежать излишнего нарушения грунта в плоскости действия тягового усилия (рис. 3).

Рис. 3. Котлован, откапываемый с помощью механизма:

1 - опора; 2 - котлован

3.6. При применении буровой машины диаметр бура должен составлять 0,4 - 0,7 диаметра стойки опоры, подлежащей выправке. Центр бура устанавливается на расстоянии 0,5 м от тела опоры.

3.7. При необходимости котлован вручную очищается от земли.

3.8. После откопки котлована на стойке опоры на высоте около 4 м от земли крепится тяговый трос. Тросовая петля крепится к стойке с борта автомобиля или с земли с подъемом ее шестом или рейкой. Необходимость установки деревянных прокладок между тросовой петлей и телом стойки опоры определяется состоянием бетона стойки. Диаметр троса должен быть не менее:

13 мм - при выправке опор с вибрированными стойками; 17 мм - при выправке опор с центрифугированными стойками.

3.9. В тяговый трос включается динамометр 4 (см. рис. 1) с пределом измерения до 5,0 т.

3.10. Для обеспечения плавности хода тягового механизма рекомендуется применять блок 5 (схему удвоения к тяговому механизму) - см. рис. 1.

3.11. Плавным увеличением тяжения производится перемещение стойки опоры в плоскости, перпендикулярной оси ВЛ. Стойка двухцепной опоры перемещается до вертикального положения; вершина стойки опоры, имеющей неуравновешенный момент (одноцепные ВЛ) и наклон в сторону двух траверс, должна быть перемещена за вертикальное положение на 20 - 30 см.

3.12. Тяговое усилие, прилагаемое к стойке опоры, не должно превышать значений, приведенных в табл. 2.

Для типов стоек, не указанных в табл. 2, значение изгибающего момента в сечении стойки на уровне земли, создаваемого при выправке, не должно превышать 50% его предельного значения.Таблица 2

Значения тягового усилия при выправке опоры

Тип стоек

Длина стоек, м

Тяговое усилие (т) не более

Центрифугированные:

 

 

СК-1, СК-2, СН-1, СН-2, СН-3, С-301, С-302

22,6

3,0

СН-220, С-220к, СН-220-пр

22,2

3,5

СК-4, СК-4а, СК-5, СК-6, СК-8

26,0

3,5

Вибрированные СВ-1, СВ-2, СВ-3

16,0

1,5

3.13. Допускается появление волосяных трещин на стойке, образующихся при выправке железобетонных опор с ненапряженной арматурой.

3.14. По окончании выправки пустоты вокруг стойки опоры заполняются гравийно-песчаной смесью или крупнозернистым песком с послойным уплотнением (трамбованием).

3.15. Если опора до выправки имела отклонение от вертикали более указанного в графе 5 табл. 1 значения или недозаглубление более 20 см, ее заделка после выправки должна быть усилена соответственно установкой ригелей или созданием банкетки с ригелями.

Ригели устанавливаются на глубине порядка 30 см от поверхности грунта.

Высота банкетки должна быть равной двойной высоте недостающего заглубления; ригель размещается внутри банкетки (рис. 4).

Во всех случаях ригели следует устанавливать вдоль линии; установка ригелей поперек линии не допускается.

Рис. 4. Усиление заделки железобетонной опоры банкеткой с ригелем:

1 - положение стойки после выправки; 2 - положение стойки до выправки; 3 - ригель; 4 - банкетка; 5 - гравийно-песчаная смесь

4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. При организации и производстве работ по выправке опор должны соблюдаться требования "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок" (М.: Энергоатомиздат, 1989).

4.2. Работы по выправке железобетонных одностоечных опор производятся в соответствии с технологическими картами на этот вид работ, утвержденными руководством энергопредприятия, и настоящими Рекомендациями.

4.3. Работа по выправке опор на ВЛ производится по наряду-допуску бригадой в составе: производителя работ с группой по электробезопасности не ниже IV, двух электромонтеров - с группой не ниже III, двух водителей механизмов (буровой машины или экскаватора) - с группой по технике безопасности не ниже II. При этом члены бригады должны пройти обучение производству данного вида работ на отключенной ВЛ.

4.4. Выправку опор не допускается производить при наличии трещин и сколов бетона, регламентированных в п.1.5 настоящих Рекомендаций.

4.5. Перед началом работ необходимо проверить исправность инструмента, механизмов, приспособлений, такелажа и защитных средств (табл. 3), обратив особое внимание на сроки их испытаний.

4.6. Сигналы и команды, которыми управляется работа механизмов, отрабатываются заранее и напоминаются при инструктаже и допуске бригады к работе.

4.7. В момент натяжения тягового троса члены бригады должны находиться на расстоянии от стойки опоры не менее ее высоты, а тяговый механизм - не менее 1,2 ее высоты.

4.8. Запрещается производить выправку опор при скорости ветра свыше 10 м/с, в темное время суток, при тумане, гололеде, при не полностью оттаявшем грунте.

4.9. Запрещается применять в качестве тягового механизма автомобиль без лебедки.

4.10. При производстве работ по выправке опор на ВЛ, находящейся под напряжением, тяговый механизм и механизмы на резиновом ходу должны быть заземлены.

Заземление может быть установлено непосредственно на тросе или тяговом механизме.

При применении тягового механизма на гусеничном ходу заземление не требуется.